В Петербурге состоялся форум МСП в стартовый день ПМЭФ

23.05.2018

«На моей памяти мы никогда о провалах не говорили, – отметил модератор дискуссии, вице-президент и руководитель дирекции GR ПАО Сбербанк Андрей Шаров во вступительном слове. – Ни бизнес, ни правительство, ни мы как люди не любим говорить о своих провалах. На наш взгляд, это очень ценный капитал, которым нужно делиться с теми, кто хочет развить свой бизнес, сделать его глобальным».

Последовавшая затем содержательная дискуссия отчасти восполнила этот пробел. Ее участники откровенно рассказали о личных неудачах и о типичных ошибках, характерных для бизнеса в целом, а также о том, как избегать принятия негативных решений на уровне государственного управления.

По мнению Георгия Соловьева, генерального директора и сооснователя SkyEng – крупнейшей в России и Восточной Европе школы по обучению английскому языку, основной ошибкой бизнеса, «которая забирает десятки миллиардов рублей», является создание продукта без оглядки на мнение пользователей. «Эта ошибка в свое время чуть не погубила нашу компанию… Мы вложили все наши средства в разработку продукта и целый год писали код. В итоге оказалось, что 95% функционала, который, мы были уверены, будет нужен преподавателям и студентам, оказался бесполезен. Студенты и учителя стали пользоваться нашим продуктом не так, как мы задумывали», – привел пример Георгий Соловьев. В качестве основных принципов для построения успешной компании он отметил тестирование всех процессов людьми до начала программирования и использование внешних разработок, которые позволяют двигаться значительно быстрее.

Исходя из собственного опыта, совладелец сети салонов красоты Prive7 Сюзанна Карпова дала два совета: с самого начала не замыкать все процессы на себя, а доверять часть работы грамотным администраторам, и вкладываться в обучение сотрудников. «Человек, который считает, что ему нечему учиться, – это пропащий человек. Поэтому мы поменяли концепцию: сейчас за счет компании у нас сотрудники постоянно повышают свою квалификацию».

В своем выступлении председатель попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Борисов отметил несовершенство управленческих решений со стороны государства, которые, к сожалению, не позволили малому бизнесу стать драйвером российской экономики. По данным Росстата, на этот сегмент предприятий приходится всего 20–21% ВВП, пояснил спикер. «Провалы, а не успехи, во многом обусловлены тем, что мало слушают бизнес», – подчеркнул Сергей Борисов. Среди негативных моментов он также отметил недостаточно развитую конкуренцию, в частности в системе госзакупок, рост давления на бизнес и отсутствие эффективной системы обучения. «Бизнес с трудом входит в университеты… В США до 50% лекторов, которые ведут занятия, – это люди из реального бизнеса… У нас ревность сумасшедшая у седовласой профессуры: „Мы будем учить, а вы там бизнесом занимайтесь“», – отметил Сергей Борисов.

Более оптимистичным взглядом поделился глава московского представительства Metro AG Алексей Григорьев. Он рассказал о мерах, которые предпринимает ретейлер для поддержки малого бизнеса в России. Компания помогает поставщикам проходить сертификацию, необходимую для того, чтобы их продукция попала в крупные сети; развивает мелкую розничную торговлю в формате продуктовых магазинов «Фасоль», владельцами которых являются небольшие предприниматели; реализуют проект «Ресторанный ответ» для людей, занимающихся ресторанным бизнесом.

Тему предпринимательского образования продолжил генеральный директор АО «Деловая среда» Андрей Ванин. Он обратил внимание собравшихся на особенность – 99% существующих программ говорят о том, «как надо», но не говорят, «как не надо». Чтобы компенсировать этот недостаток, на базе «Деловой среды» был создан проект «Академия провалов», где состоявшиеся бизнесмены делятся своими ошибками. «Есть такое высказывание: лидерство это не делай, как я говорю, а делай как я. Когда человек на собственном примере демонстрирует, что нужно делать, а не рассказывает какие-то цитаты из книг, – отметил Андрей Ванин. – Для меня еще большее лидерство – когда человек говорит: „Не делай, как я“, набравшись мужества, на большую аудиторию».

Пример подобного мужества продемонстрировал статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев, признав, что «очень много ошибок, которые допускают предприниматели, допускаются и в государственном управлении». «Очень часто государственные политики друг другу противоречат. Трудно сказать, что те провалы, которые были допущены, это провалы в поддержке малого бизнеса. Это скорее реализация политик в других сферах, результатом которой стало то, что малому бизнесу становилось хуже», – пояснил Олег Фомичев. Он призвал следовать практикующемуся в Европе принципу «Think small things first», когда все решения рассматриваются в первую очередь с точки зрения влияния на малый бизнес.

В заключение президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин отметил важность деловых объединений для создания благоприятного инвестиционного климата. «Если бы у нас 6 миллионов предпринимателей были в тех или иных объединениях и консолидировано отстаивали свою позицию, радикально был бы иной деловой климат», – подчеркнул он.

Источник: Фонд Росконгресс