Мораторий на проверки бизнеса в 2023 году
27.02.2023
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2022 года № 1743 установлен запрет на проведение большинства плановых проверок предпринимателей в 2023 году.
В план проверок на 2023 год включены только:
- Объекты, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
- Опасные производственные объекты II класса опасности;
- Гидротехнические сооружения II класса;
Информацию о включении объекта в план проверок можно узнать в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий на сайте proverki.gov.ru, для чего достаточно ввести ИНН организации, индивидуального предпринимателя или гражданина, владеющего либо пользующегося производственным объектом.
Обжаловать включение объекта в план проверок можно в орган контроля.
Хозяйствующие субъекты, включенные в план проверок на 2023 год, также вправе обратиться за 2 месяца до проверки в контрольный орган с просьбой о проведении профилактического визита, который позволит получить информацию об имеющихся на объекте нарушениях с конкретными рекомендациями по их устранению, что поможет подготовиться к самой проверке. При этом в ходе профилактических визитов меры реагирования не применяются.
Дата проведения профилактического визита предварительно согласовывается с предпринимателем.
В случае проведения профилактического визита в течение 3 месяцев до даты плановой проверки контролирующему органу дано право исключить предстоящую проверку из плана на 2023 год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 2516 продлен мораторий на большинство внеплановых проверок бизнеса в 2023 году.
Внеплановая проверка в 2023 году возможна:
После согласования с органами прокуратуры:
- При поступлении сведений о непосредственной угрозе либо фактах причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- При выявлении индикатора риска нарушения обязательных требований;
- По решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России при проверках применения контрольно-кассовой техники;
- По решению руководителя (заместителя руководителя) Роскомнадзора в случае, если установлен факт распространения (предоставления) в сети Интернет баз данных (или их части), содержащих персональные данные;
- При поступлении в территориальный орган Роструда жалоб о массовых фактах невыплаты заработной платы;
- В случае необходимости оценки устранения нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, содержащихся в ранее выданном предписании, срок исполнения которого истёк.
Без согласования с органами прокуратуры:
- По поручениям Президента Российской Федерации, поручениям Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, принятых после 10.03.2022, требованию прокурора;
- При поступлении в орган государственного жилищного надзора жалоб граждан о нарушении их прав со стороны управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК и иных организаций, ответственных за управление жилым домом;
- При наступлении события, указанного в программе проверок в рамках осуществления государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной памятников, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств.
Сведения о всех внеплановых проверках, в том числе об их результатах, содержит Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Любой визит проверяющего возможен лишь после внесения сведений об этом в названную систему.
Каждое решение о проверке должно содержать уникальный QR-код, позволяющий перейти по нему к сведениям реестра, для чего можно воспользоваться учетной записью на портале Госуслуг, на котором в личном кабинете также возможно настроить получение уведомлений о предстоящих внеплановых проверках либо профилактических визитах.
Мораторий не распространяется на контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые без взаимодействия с предпринимателями
В ходе таких мероприятий проверяющие могут проводить осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов, а также отбирать пробы (образцы) воды, почвы, воздуха и иных предметов и материалов.
При этом при проведении обследований инспекторы не могут вступать во взаимодействие с теми, кого проверяют, в том числе по телефону, а также требовать документы и информацию.
Проведение подобных мероприятий не требует согласования с прокурором и внесения сведений о них в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Выдавать предписания, а также привлекать к административной ответственности по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с предпринимателям недопустимо.
При этом в случае установления инспектором при проведении подобного мероприятия сведений о непосредственной угрозе либо фактах причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера им может быть инициирована полноценная проверка, проведение которой возможно только по согласованию с органами прокуратуры.
Сохранены ограничения на привлечение предпринимателей к административной ответственности и выдачу предписаний
Предписания об устранении нарушений, выданные до 10.03.2022 и срок исполнения которых установлен в 2023 году, автоматически продлены на 90 календарных дней со дня истечения установленного в них срока исполнения.
При этом предпринимателям предоставлено право обратиться с заявлением в контролирующий орган о дополнительном продлении срока исполнения предписания не позднее предпоследнего дня до его истечения.
Предписание об устранении выявленных во время проверки в 2023 году нарушений можно выдать, только если установлены факты, влекущие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.
Другие нарушения фиксируются в акте проверки без выдачи предписания, при этом допустимо объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Меры по привлечению к административной ответственности могут применяться только после проведения проверки с составлением акта о ее результатах.
Без проведения проверки привлечение к административной ответственности за нарушения, являющиеся предметом контроля, запрещено.
Этот запрет распространяется также на случаи непосредственного обнаружения проверяющим правонарушения, в том числе по информации от граждан и организаций, органов власти, из средств массовой информации.
Обход запрета на проведение проверок и принятие мер ответственности влечет признание решений органов контроля недействительными.
Порядок обжалования
Любое принятое в ходе проверки решение или действие может быть обжаловано в органе государственного контроля, проводившем проверку.
Жалоба подается в течение 30 календарных дней со дня, когда предприниматель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав в электронном виде на портале Госуслуг во вкладке «Жалоба на решение контрольных органов» с использованием электронной подписи.
Срок рассмотрения жалобы — не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации, решение о результатах рассмотрения будет отображено в личном кабинете на портале Госуслуг.
В случае несогласия с принятым в органе контроля решением предприниматель вправе обжаловать действия в судебном порядке.
Обращения о фактах нарушения моратория на проверки можно направить в органы прокуратуры.
Прокуратура г. Санкт-Петербурга, ул. Почтамтская, д. 2/9, г. Санкт-Петербург 190121