Квалифицированные кадры – основа экономики

25.07.2022

Вице-Президент, председатель Санкт-Петербургского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Иванов провел рабочую встречу с Президентом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна» Виктором Романовым.

Участники встречи обсудили тенденции реформирования образовательной системы, актуальные вопросы подготовки квалифицированных кадров, а также необходимость совершенствования моделей сотрудничества научных организаций и бизнеса.   

Виктор Романов отметил, что после того, как в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, формат обучения по программе специалитета в большинстве вузов был замещен бакалавриатом и магистратурой. Основным аргументом в пользу такого перехода называлось признание дипломов отечественных вузов за границей.  Однако серьезным негативным последствием, о чем не раз говорил Президент России Владимир Путин, стала утечка высококлассных специалистов за рубеж. Все это привело, по сути, к подрыву образовательного суверенитета нашей страны. Кроме того, новые правила обучения в аспирантуре и подготовки диссертаций на соискание научных степеней, подразумевающие определенное количество публикаций в иностранных научных изданиях, способствовали утечкам новых прорывных технологий, их апробации и применению за рубежом в интересах экономики и промышленности других стран. При этом технологический суверенитет нашей страны оказался под серьезным ударом.

Безусловно, кардинальных изменений, направленных на слом сложившейся системы и полный отказ от бакалавриата, в образовательной реформе не предусматривается. Однако новая российская образовательная система будет опираться на имеющийся положительный опыт подготовки квалифицированных кадров, повышение уровня специалитета и фундаментальность образования и научных исследований. При этом особое внимание необходимо уделить развитию начального профессионального образования, которое, по сути, было ликвидировано в ходе поспешных образовательных реформ 90-х годов, что создало гигантский провал в профориентации целого поколения молодых людей.

Дмитрий Иванов полностью согласился с высказанным мнением и сообщил, что многочисленные социологические исследования, проводимые «ОПОРОЙ РОССИИ» среди предпринимательского сообщества, показали первоочередную потребность бизнеса в квалифицированных профессиональных кадрах. Многие бизнесмены отмечают общее снижение качества образования и профессиональной подготовки, недостаток на рынке труда рабочих специальностей. Именно человек — носитель новых компетенций, и важно, чтобы эти компетенции максимально и правильно капитализировались.

Также Дмитрий Иванов отметил ключевую роль малого и среднего инновационного бизнеса в научных исследованиях и разработках, которые приводят к стремительному распространению в экономике передовых технологий. Важное значение здесь имеет Постановление Правительства Российской Федерации № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных и научных учреждений и организаций, реализующих комплексные программы по созданию высокотехнологичного производства», стимулирующее взаимодействие бизнеса с образовательными и научными учреждениями. При этом, безусловно, необходима эффективная программа коммерциализации, которая как раз должна содействовать созданию опытного производства мелкосерийной продукции с последующим масштабированием бизнеса. Новые инжиниринговые центры и кластеры, деятельность которых будет направлена на инвестиции в проведение фундаментальных исследований и превращение результатов научной деятельности в работающую технологию, должны стать мощной инфраструктурой для коммерциализации научных разработок. Конечно, в этом направлении неизбежно возникают проблемы, связанные с необходимостью эксплуатации дорогостоящего оборудования, защитой прав на объекты интеллектуальной собственности, сертификацией технологий. Необходимо совместными усилиями научного и предпринимательского сообщества стимулировать развитие этого сектора и решать эти проблемы.

Участники рабочей встречи сошлись во мнении, что решение основополагающих задач по повышению суверенитета, усилению конкурентоспособности и высокотехнологичному росту российской экономики возможно только при условии формирования новой образовательной системы, приоритетом которой является подготовка профессиональных, высококвалифицированных специалистов в соответствии с потребностями рынка труда. При этом особое внимание должно быть уделено общедоступности и непрерывности образования, включая повышение квалификации, либо переподготовку непосредственно на производстве.

Учитывая глобальные тенденции и упрочение позиций России в мировой экономике значение человеческого фактора будет только возрастать. Поэтому общенациональная задача по совершенствованию системы профессиональной подготовки должна решаться совместными усилиями государства, общественных организаций, образовательных и научных учреждений, социально-ответственного предпринимательского сообщества.